Программа профессиональной подготовки 16844 Помощник воспитателя разработана в соответствии с требованиями:
— Федерального закона РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят 29.12.2012 г.);
— Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение (утв. приказом Минобрнауки РФ от 2.07.2013 г. № 513);
— Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения (утв. приказом Минобрнауки РФ от 18.04.2013 г. № 292);
— Приказа Министерства образования и науки российской Федерации от 17.10. 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
— Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», (утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761н) (далее ЕКС).
Цель реализации программы.
Целью реализации программы профессиональной подготовки является формирование профессиональных компетенций помощника воспитателя.
Задачи:
- Овладеть основами понятийного аппарата нормативно-правовой базы в сфере дошкольного образования;
- Сформировать основные знания об основах педагогики, психологии, физиологии, гигиены дошкольного возраста;
- Формирование основных компетенций методики воспитательной работы, правил по охране жизни и здоровья воспитанников, ухода за детьми, организации санитарно- гигиенического содержания помещений,
- Овладеть правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, правилами по охране труда и пожарной безопасности.
Планируемые результаты освоения программы профессиональной подготовки 16844 Помощник воспитателя определены в соответствии с квалификационными требованиями, предъявляемыми к должности ЕКС, в соответствие с которыми помощник воспитателя:
- участвует в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников;
- осуществляет под руководством воспитателя повседневную работу, обеспечивающую создание условий для их социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации;
- совместно с медицинскими работниками и под руководством воспитателя обеспечивает сохранение и укрепление здоровья воспитанников, проведение мероприятий, способствующих их психофизическому развитию, соблюдению ими распорядка дня;
- организует с учетом возраста воспитанников работу по самообслуживанию, соблюдение ими требований охраны труда, оказывает им необходимую помощь;
- участвует в работе по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек у воспитанников;
- обеспечивает санитарное состояние помещений и оборудования;
- обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса;
- взаимодействует с родителями воспитанников (лицами, их заменяющими);
- выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
В результате освоения программы профессиональной подготовки 16844 Помощник воспитателя слушатель должен знать:
- положения и нормы законодательства, относящиеся к регулированию отношений и функционированию системы образования;
- нормативно-правовые акты образовательного учреждения;
- санитарные нормы и правила содержания помещений дошкольного образовательного учреждения;
- правила оказания первой помощи;
- основы возрастной физиологии, анатомии и гигиены;
- основы дошкольной педагогики и психологии;
- основы планировании образовательной деятельности в ДОУ;
- требования и правила пожарной безопасности (знать план эвакуации детей на случай пожара, места расположения первичных средств пожаротушения; уметь обращаться с огнетушителем, иметь в группе списки и средства индивидуальной защиты для детей и взрослых на случай пожара и других чрезвычайных ситуаций);
- основы охраны труда в РФ;
- инструкцию по организации охраны жизни и здоровья детей во время пребывания в детском саду (при проведении занятий, во время игр, труда, развлечений и других видов педагогической деятельности в помещении детского сада);
- правила дорожного движения (знать и изучать с детьми правила поведения на улице, на игровых площадках, в цветнике с целью профилактики детского травматизма).
уметь:
- анализировать нормативные акты, регулирующие образовательную деятельность в ДОУ и центрах по присмотру и уходу за детьми;
- соблюдать требования СанПиНа;
- организовать с учетом возраста воспитанников работу по самообслуживанию;
- обеспечивать сохранность здоровья дошкольников, способствовать их психофизиологическому развитию;
- применять психологические подходы в общении с ребенком;
- принимать участие в образовательном процессе (воспитании, обучении);
- обеспечивать выполнение противопожарных мероприятий;
- обеспечивать при эксплуатации помещений и имущества соблюдения противопожарных требований;
- соблюдать правила охраны труда и внутреннего распорядка;
- организовать мероприятия по предотвращению инфекционных заболеваний в ДОУ, охраны жизни и здоровья в целях предотвращения детского травматизма.
владеть:
- основными педагогическими подходами решения задач по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста в ДОО и семьях;
- культурой бытовой безопасности и взаимоотношений с детьми и их родителями (законными представителями);
- трудовыми функциями Помощник воспитателя.